899x137.jpg

История Дома

turchevichКрасивый респектабельный дом с большими арочными и круглыми окнами, обилием украшений на стенах был построен в 1895-1897 годы выдающимся пермским архитектором Александром Бонавентуровичем Турчевичем по заказу известных и состоятельных жителей Перми З.В. и В.В. Кашперовых. Их объединяло серьезное увлечение театром: Зинаида Викторовна состояла в числе старшин пермского кружка любителей драматического искусства, Василий Васильевич являлся членом театральной дирекции ряда пермских театральных сезонов. В ту же дирекцию входил и Турчевич, взявший себе для сцены псевдоним Глумов.

Совместная сценическая деятельность с Кашперовыми, жизнь в мире литературных, музыкальных и живописных образов продиктовали Турчевичу выбор нового архитектурного стиля, на рубеже веков зародившегося в Европе. В России он получил название модерн, то есть современный. Стремление архитекторов-модернистов представить архитектурную среду более одушевленной и впечатляющей привело их к удивительным масштабам и формам использования пластических изображений всевозможных растительных орнаментов - богатства цветов и трав, листвы и плодов. Сумев отчеканить собственный стиль зодческой деятельности, Турчевич стал одним из тех архитекторов, которые определяли развитие архитекDom_Geleznova_oldтуры на Урале. Мастер реализовал около 150 различных проектов гражданских и культовых зданий, многие из которых были и остаются знаковыми памятниками истории и культуры.

Заказ на строительство особняка Кашперовых Турчевич получил вскоре после завершения строительства замечательного «Дворца Мешкова» в Перми и Дома Железнова в Екатеринбурге.

Дом Кашперовых получился по тем временам незаурядным, респектабельным и модным. Своей экзотичностью он привлек внимание семьи известных на Урале миллионеров и меценатов Поклевских-Козелл – людей гораздо более состоятельных, чем Кашперовы. В 1899 году редкостный Дом Кашперовых перешел во владение Ивану Альфонсовичу Поклевскому-Козелл, который два года спустя перепродал особняк своим братьям Викентию и Станиславу. Они также недолго владели им. Что-то принудило их через 3 года расстаться с этим зданием.

На этот раз покупателями явились уже Грибушины, точнее вдова 250x200__Gribushin_SM_кунгурского миллионера, чаеторговца Михаила Ивановича Грибушина Антонина Ивановна Грибушина, от которой потом дом по наследству достался ее сыну Сергею Михайловичу Грибушину. В начале ХХ века Грибушины переехали из Кунгура в Пермь с целью упрочения и расширения торговли в губернском городе. Став хозяевами особняка на Покровской, они решили капитально перестроить  его на свой вкус. Для осуществления предстоящих строительных и оформительских работ вновь был приглашен автор проекта особняка А.Б. Турчевич.

Маститый архитектор с самого начала построил дом из самой влагоустойчивой породы деревьев – пермской лиственницы. Но на этот раз появилась возможность сделать дом ещё более долговечным, поместив деревянный сруб в надежную кирпичную оболочку. Таким образом, в 1906 году на месте ещё не успевшего состариться прежнего дома появился фешенебельный двухэтажный дом с уникальным наружным и внутренним декоративным оформлением. Стиль модерн архитектором был не только сохранен, но и подчеркнут новыми художественными достоинствами. Самой яркой и запоминающейся деталью декоративного убранства дома по праву стали считаться маскароны: маски идеализированных женских лиц в капителях пилястр и композициях парапетов, завершающих главный фасад.

Для исполнения лепных работ по рисункам Турчевича был приглашен талантливый пермский лепщик, мастер-самоучка Петр Агафьин. Как никто другой, он умел читать чертежи архитектора, умел придавать человеческой маске черты одухотворенности, увидеть внешне малозаметные живописные повороты стеблей и листьев, наделяя их непостижимой и таинственной жизненной силой. Все изображённые им 22 женских лица были сделаны по фотографиям старшей дочери С.М. Грибушина Людмилы в возрасте от 5 до 18 лет. (При проведении реставрационных работ в 80-х годах ХХ века сохранено было только одно изображение на всех маскаронах). Обладая удивительным пространственным зрением и в совершенстве владея техникой перевода глиняной модели в гипсовую форму, Агафьин работал по принципу: или на совесть – или никак. Так Дом Грибушиных стал памятником не только зодческого искусства, но ещё и памятником почти забытого в наше время мастерства архитектурной художественной лепки.
Автор текста Л.М. Корж, сот. 8-922-644-29-68
JoomlaWatch 1.2.12 - Joomla Monitor and Live Stats by Matej Koval