Монография «Перцептивный аспект звукового строя английского языка» monograf_Chugaeva_2007
Чугаева Т. Н.
Перцептивный аспект звукового строя английского языка:монография / Екатеринбург-Пермь, ПНЦ УрО РАН – Пермь, 2007. – 246 с. ISBN 5-7691-1801-6
Рецензенты:
Н. В. Богданова, д-р филол. наук, проф. (Санкт-Петербургский государственный университет);
Ю. А. Клейнер, д-р филол. наук, проф. (Санкт-Петербургский государственный университет)
     В монографии приводятся результаты исследования Британского национального корпуса (British National Corpus), согласно которым значимые для восприятия лингвистические признаки слов могут быть основанием для фонетической классификации английских слов как основных «психологических единств» (А. А. Леонтьев), являясь в то же время предпосылками для описания звукового строя английского языка в перцептивном аспекте.  Обсуждаются особенности восприятия английского слова, предложения и текста носителями британского варианта английского языка, с одной стороны, и русскими аудиторами с различной степенью сформированности перцептивной базы английского языка, – с другой. Охарактеризованы уровни сформированности перцептивной базы изучаемого английского языка и особенности интерференции в перцептивном аспекте. На основе количественной и качественной диагностики восприятия английской речи британцами, американцами и русскими аудиторами изучаются закономерности процесса формирования перцептивной базы английского языка как иностранного и обосновываются методы обучения аудированию.
     Книга предназначена для лингвистов, преподавателей иностранного языка, аспирантов и студентов языковых вузов.
     Издательский дом Palmarium Academic Publishing сделал репринт данного издания.         

 

Listening Challenge. Практикум по аудированию английской речи.listening challenge cover_light
     Учебное пособие предназначено для целенаправленного развития навыков эффективного восприятия живой английской речи на слух.
      В основе данного подхода лежит теоретическая концепция восприятия речи по существенным лингвистическим признакам, которая активно разрабатывалась проф. Л.Р.Зиндером и проф. А.С.Штерн на кафедре фонетики Санкт-Петербургского государственного университета, а потом их учениками М. Краузе (Jena, Deutschland) (на материале немецкого) и Т.Н.Чугаевой (Пермь) на материале английского языка. Такой теоретический подход к обучению аудированию позволяет направленно и эффективно сформировать или усовершенствовать механизмы восприятия в виде целостной системы, воспитать чувство языка.
      Все материалы учебного пособия, как тестовые, так и упражнения организованы на трех уровнях: слова, предложения, связного текста. Слова и предложения специально подобраны из Британского национального корпуса (British National Corpus), современного и самого полного частотного словаря английского языка с учетом основных лингвистических признаков слова, верифицированы в процессе проведения многочисленных экспериментов прослушиваний данного материала британцами и русскими (всего более 90 аудиторов).
       Кроме того, данная система позволяет надежно тестировать сформированность перцептивных навыков в качественном и количественном отношении. advert_lc_page_12

 

Английские артикуляционные таблицы. English words, sentences, books__page_3texts.
Методическая разработка для развития навыков аудирования. Составители Т.Н.Чугаева, Т.А.Кокорина. CПб-Пермь, 2001.-52 с. (CD included).
Рецензент: Prof. J.C. Lunga (Nottingham, UK)
     Разработка предназначена для тестирования и развития умений слухового восприятия английской речи на продвинутом этапе. Прослушивание специально сбалансированного языкового материала в заданной нами последовательности (словесные таблицы, программы предложений, тексты) позволяет системно упорядочить механизмы слухового восприятия, что ведет к существенному облегчению восприятия живой спонтанной речи носителей английского языка.
     Пособие подготовлено на кафедре фонетики и методики преподавания иностранных языков Санкт-Петербургского университета.
     Адресовано широкому кругу изучающих английский язык как самостоятельно, так и под руководством преподавателей.

 

English sentences, from simple to complex. books__page_2
Методическая разработка по аудированию. Составитель Т.Н.Чугаева. СПб – Пермь, 2001.- 40 с. (CD included)   
     Пособие содержит программы английских предложений (простые предложения, разные типы сложных предложений, усложненные синтаксические конструкции), сбалансированные по существенным для восприятия лингвистическим признакам. Весь материал расположен в порядке возрастания трудности восприятия. Пособие может не только расширить и систематизировать теоретические знания английской грамматики, но и сформировать практические умения их применения в общении на английском языке.
     Пособие подготовлено на кафедре фонетики и методики преподавания иностранных языков Санкт-Петербургского университета.
     Адресовано широкому кругу изучающих английский язык как самостоятельно, так и под руководством преподавателей.


Deutsche Artikulationstabellen. Немецкие артикуляционные таблицы. books__page_1Методическое пособие по аудированию немецкой речи.  CПб-Пермь, 2003. С.52. (CD included) Составители: Т.Н. Чугаева, И.В.Страхова.
Рецензенты:
Д-р филол. наук, проф. Ю.А.Левицкий,
Dr Marion Krause (Wien, Austria).

     Публикуемые материалы предназначены для целенаправленного обучения восприятию аутентичной немецкой речи на слух. Словесные таблицы сбалансированы по лингвистическим признакам и составлены по принципу равнотрудности; программы предложений и тексты содержат основные синтаксические структуры немецкого языка. Пособие содержит речевые отрезки разных лингвистических уровней последовательное прослушивание которых может способствовать формированию сист5много представления о характерных особенностях немецкого языка и корректировке практических навыков восприятия немецкой речи.
     Пособие подготовлено на кафедре фонетики и методики преподавания иностранных языков Санкт-Петербургского университета.
     Адресовано лингвистам, преподавателям немецкого языка, студентам Вузов, всем изучающим немецкий язык самостоятельно.

 

Русские артикуляционные таблицы. books__page_4
Методическая разработка для развития навыков аудирования и тестирования слуховой функции. СПбГУ, 2001.– 52 с. Автор-составитель А.С.Штерн
Предисловие к Русским артикуляционным таблицам Т.Н.Чугаевой., переиздание, СПб – Пермь, 2001.
     Публикуемые методические материалы предназначены для развития и тестирования у студентов навыков аудирования, т.е. способностей слушать и слышать разнообразный речевой материал – от слогов до связных текстов.
     Материалы пригодны для студентов, изучающих русский язык как иностранный, всех, кому нужен навык восприятия речи в затрудненных условиях, острота слуха.
     Подготовлено на кафедре фонетики и методики преподавания иностранных языков Ленинградского университета.
     В составлении тестовых материалов автору помогали Л.Е.Кукольщикова, Н.Г.Охарева и Н.В.Пухирь.  Научный руководитель работы - проф. Л.Р.Зиндер.